История итальянской мозаики
Наверное, эталоном мозаичного искусства можно назвать произведения флорентийских, римских, венецианских и византийских мастеров. Тогда художники собирали рисунок из различных материалов (смальты, камней, керамических плиток, шпона дерева и других материалов).
Самая древняя мозаика Византии относится к III-IV вв. н.э., а изготовляться она начала по заказу католической церкви. Понятно, что чаще всего художники изображали библейские сюжеты. Как правило, в своей работе византийские мастера использовали смальту — цветное стекло. Для создания панно они прибегали к смальте с добавлением сусального золота, с применением меди и ртути. Мозаика составлялась из небольших квадратиков (реже иной формы), которые выкладывались плотно друг к другу, образовывая неровную поверхность, что придавало рисунку ощущение объема. Неслучайно византийская мозаика считалась эталоном художественного искусства. Великолепную древнюю мозаику можно увидеть в храмах Италии (в Равенне, Монреале, Чефалу) и Турции (в Соборе святой Софии в Стамбуле).
Особую популярность в XVI-XIX вв. обретает флорентийская мозаика с разнообразной формой плитки, которую мастера, приглашенные из Милана, делали из камня. Тогда основными ее заказчиками выступали члены семьи Медичи, не без помощи которых создавались первые мастерские. В своей работе мастера использовали полудрагоценные камни; тигровый глаз, малахит, аметист, мрамор, яшму, горный хрусталь, агат, лазурит и другие камни. Как правило картины представляли собой натюрморты, пейзажи, аллегорические сцены. Об их великолепии складывались легенды.
- Как развивалась история скатерти
- История зонтов: от Древнего Китая до современности
- Кованая мебель: история и современность
- 10 модных стилей в дизайне гостиной
- Второе рождение чайных сервизов
- Сенбазуру: невероятная история 1000 бумажных журавликов, ставших символом мира
- Шпалеры и гобелены: удивительная история безворсовых ковров
Примечания и ссылки
Примечания
- После распада СССР завод вошел в состав Минкомсервиса России. Еще в году завод не смог выжить. Он был признан банкротом в 1998 году . СМарт 1998 г., фабрика производит изделия из гранита, в том числе защитную окантовку. В результате первый центр огранки камня в Сибири продолжает работать по сей день.
использованная литература
- Современная мозаика , стр. 63 ..
- ↑ и
- Манон Потвин и Франсуа Барат, Фрагментированное изображение: мозаика времен римской античности , Лувр,1994 г., стр. 49.
- Historia н о 871-872 июля августа 2019, стр. 11
- Эжен Виоле-ле-Дюк, словарь французской архитектуры с XI – го до XVI – го века , т. 3,1856 г.( читать онлайн ).
- Жильбер Дюран, Beaux-arts et archétypes. Религия искусства , PUF ,1989 г., стр. 59..
- (it) .
- .
- ↑ и (оно) Тимоти Вердон, La facciata del duomo di Siena , Silvana Editoriale, 2007, стр. 17-74 .
- (ru) Изотта Фьорентини Ронкуцци и Элизабетта Фиорентини, Мозаика. Материалы, методы и история , MWeV,2002 г., стр. 182.
- ↑ и .
- (it) La Nuova Musica, на сайте lanuovamusiva.com (по состоянию на 9 ноября 2015 г. ) .
- .
- .
- Жан Аудуз и др., Мозаики Mondes , CNRS Éditions , Париж, 2015.
- Picassiette район, эссе по вопросам социального развития , Éditions L’Harmattan , Paris, 2008.
Технологический процесс как искусство
Среди многочисленных туристов, приезжающих во Флоренцию, огромной популярностью пользуются экскурсии, включающие в себя посещение знаменитых мастерских, где происходит изготовление флорентийской мозаики. За 200 € с группы можно воочию понаблюдать, как рождаются настоящие шедевры декоративного искусства.
При этом работа выполняется с помощью аутентичных инструментов и приспособлений, которыми пользовались мастера XVI века, когда и появилась эта мозаика. Фото мастеров-мозаичистов за работой украшают сайты многочисленных туристических компаний и отчеты о путешествиях туристов со всего мира. После этого можно полюбоваться на картины из камня, сделанные мастерами далекого прошлого, которыми украшены многие соборы и дворцы Флоренции, в частности знаменитая Капелла Медичи.
Изготовление
Мастер выполняет кропотливую работу с огромным терпением. Каждый кусок материала отличается по размеру. Его вырезают, формируют, подвергают механическим воздействиям. Затем снова измеряют и повторно обрабатывают до тех пор, пока он не будет полностью соответствовать размерам для соединения с соседней деталью. Ремесленники нередко работе посвящают часы, чтобы получить один кусочек «головоломки».
Процесс выполнения техники разделяется на три этапа:
- выбор материала;
- сбор мозаики (прямой или обратный);
- полировка поверхности.
Подбирая камни, стоит учитывать свойства породы, поскольку каждый минерал обладает оптическим характером. Это пористость, гладкость, яркость, насыщенность цвета.
В 21 веке за счет цифровых технологий выполнить такую работу можно быстрее. Лазерный луч переносит изображение с компьютера без лишних погрешностей и оставляет нужный запас по краям элемента.
На подготовленных предметах делают разметки и режут детали на станке. Толщина готовых пластин достигает 2-3 мм. Доработка частей происходит на станке для шлифования деталей. Обратный метод для сборки картины – укладка элементов лицевой стороной вниз, используя трафареты. Собранную основу закрепляют клеем с изнаночной стороны. Этот способ применяют для объемных работ. Завершающим штрихом является шлифовка готовой поверхности.
Метод прямого набора изображения – укладка деталей на объекты (столешницу, сундук, шкатулку). Опытные мастера производят укладку фрагментов при помощи закрепляющего слоя. Все выложенные элементы на поверхности обрабатывают полировочной пастой. Полировку выбирают разную в зависимости от рабочего материала. Завершающая отделка показывает блеск, переливы оттенков на художественной композиции.
Еще больше информации о флорентийской мозаике смотрите в следующем видео.
Достоинства и недостатки: стоит ли облицовывать поверхности в доме мозаичным покрытием
Мы указали, что есть несколько разновидностей мозаичного материала. У каждого из них есть свои особенности. К примеру, плитка из мозаичного стекла обладает гибкостью, широким выбором расцветок. Она удобна в эксплуатации, лёгкая на вес, экологически чистая, так как состоит из натуральных компонентов. Стекло выдерживает высокие температуры, влажность, огонь и мороз, абразивы.
В прочности и износоустойчивости любой мозаики даже не стоит сомневаться
А вот минусы стеклянной мозаики в том, что она дорогая, к тому же, из-за нюансов монтажа, лучше воспользоваться услугами специалиста. Нужно помнить о том, что стекло всё равно остаётся хрупким материалом, чего не скажешь о керамике, металле или камне.
История
Искусство мозаики на стенах зданий из камней римляне почерпнули у греков, практикующих этот метод украшения зданий со второго века до н. э. Расцвет этого направления пришелся на период успешных военных походов Юлия Цезаря и Октавиана Августа, когда империя богатела за счет сбора контрибуций. В древнеримское государство призывали из Греции мастеров для работы и обучения подмастерьев. Таким образом государство на Аппенинском полуострове получило наследие культуры мозаики от Эллады.
Римская мозаика
Сначала рисунки были очень примитивными и состояли из геометрических фигур и линий. Ремесло мозаики постепенно совершенствовалось, и мастера научились изображать на настенных картинах с помощью камней людей и животных. Усложнялась техника мощения — рисунки становились все более сложными, менялись и совершенствовались материалы: на них изображались охота, театральные и военные действия.
Работы, выполненные в более сложных техниках, таких, как опус сектиле, были доступны состоятельным людям, в чьих домах подобным образом украшались стены, полы, потолки.
Мозаичные рисунки применялись не только для украшения жилищ, но и для предупреждений — надписей, например, о том, что в доме живет собака и охраняет его. Слова «Cave canem», означающие «Берегитесь собаки» сопровождались картинкой на дорожке к дому.
Известна выполненная в технике мозаики картина с изображением Александра Македонского и царя Дария третьего «Битва при Иссе». Она сохранилась в Помпеях в доме Фавна.
Особенности
Отличительной особенностью флорентийской мозаики, в первую очередь, является её сложность. Более того, она считается самым сложным и комплексным из всех известных видов мозаик, применяемых в современном интерьерном оформлении. Можно встретить похожие узоры у мозаики Бонапард.
Чтобы её выложить, требуется немалый талант. Многие пытаются сделать это самостоятельно, но лучше всего обратиться к квалифицированному специалисту. Ведь даже с современными технологиями обработки камня, изготовление одного только мозаичного узора может растянуться на месяцы. Потому этот тип кладки является премиальным и даже элитарным.
Многие любят флорентийскую мозаику за то, что даже две абсолютно похожие «картины», созданные при помощи такой технологии, будут разными, потому что в природе все камни между собой отличаются, как их ни шлифуй и ни подгоняй. Грамотные мастера используют особенности камней как визуальный приём, обыгрывая оттенки цветов при помощи текстур различных элементов.
История
Появилась флорентийская мозаика примерно в начале 16 века. Более 300 лет, пока люди не стали отдавать предпочтение живописи, стиль флорентийской мозаики был популярен – во многом с подачи тосканского герцога Фердинанда I ди Медичи. У стиля было множество именитых поклонников, например, король Франции Людовик XIV, семейство Медичи, кардинал Мазарини и так далее. В середине XVIII века он пришёл и в Россию с подачи императрицы Елизаветы Петровны. По сей день во многих странах мира это искусство в ходу. Оно сейчас переживает новый подъём популярности, хотя, ввиду сложности и дороговизны, и не является массовым.
Преимущества
Помимо перечисленных достоинств, картины, выполненные в технике флорентийской мозаики, имеют и такие преимущества:
абсолютная уникальность. Двух одинаковых деталей из натурального камня быть не может, а потому полностью скопировать уже имеющуюся картину, выполненную в такой технике, не получится;
долговечность. Природные и искусственные материалы отлично сохраняют цвет даже спустя десятки лет. Изделие будет радовать переливами красок как и в самый первый день;
эксклюзивность. На создание даже небольшой картины уходит достаточно много времени, что придает флорентийской мозаике элитность.
Интересная отделка различными форматами смальты
Современная отделка, в которой используется мозаика, смальта и стекла, керамики и керамического гранита, металла и натурального камня применяется практически при каждом ремонте в каждом доме.
Золото погружено внутрь смальты и в отличие от подделки оно не испортиться со временем
Квадрат с габаритами от десять на десять до пятьдесят на пятьдесят миллиметров, имеющий толщину в четыре миллиметра является самым популярным форматом. Вместе с тем, элементы, имеющие вид треугольника, ромба, овала, круга и иных форм сейчас имеют такую же популярность.
Отдельные из них собираются в матрицы с габаритами триста на триста миллиметров, для оптимального упрощения укладки. Они могут быть на сетке или основе из бумаги, которая приклеивается к поверхности мозаики с лицевой стороны. Ее смачивают с помощью воды и снимают, когда завершиться укладка. Сетку располагают с изнаночной стороны и сохраняется внутри массе из клея. Для того, чтобы облицовывать как ровные, так и поверхности с вогнутостями, имеющими плоскую форму, может также подойти такой вид матриц, имеющий жесткую фиксацию.
На плоскостях с кривыми линиями и с выпуклостями оптимальную фантазию в разработке композиций способна обеспечить непременно основа из бумаги. Удалив ее, можно просто осуществлять корректировку нахождения каждого элемента, которые могут держаться только с помощью состава из клея. Но элементы на поверхности бумаги создают для материалов с малым весом, которые более тяжелые — из камня — эту основу используют редко.
Самым древним материалом, возможно является мозаика из смальты и стекла. Наличие отличных технических характеристик, устойчивости цвета к ультрафиолетовым лучам, бесконечность художественного потенциала — придают ему востребованности и теперь.
При облицовке ванной, бассейнов и иных помещений, где есть увеличенная влажность, делают мозаику из стекла незаменимой абсолютное отсутствие пор и нулевое поглощение воды.
Как же производится смальта?
Изначально стекло вариться с красящим пигментом в специальных печах при больших температурах
Пигменты смешиваются с мелко измельченным стеклом, эти краски потом и будут в материале
После остывания получается примерно такая смальта, но в последнее время её формируют в виде листов, в виде камней она используется при получении нескольких цветов в одной тессере Для домашнего творчества подойдет колка. На специальное металлическое ребро устанавливается заготовка смальты. Затем это все зажимают специальной пластиной, долотом, и наносят удар молотком. Конечно, в производственных масштабах это все происходит автоматизировано и механизировано. Учтите, что края кусочков получаются острыми
Поэтому важно работать в перчатках. И немаловажным является тот факт, что осколки могут разлетаться. Защищайте глаза с помощью строительных очков
Защищайте глаза с помощью строительных очков.
Перечень инструмента:
- Колун (это стол или бревно на котором в середине размещено зубило);
- Молоток;
- Кусачки;
- Перчатки;
- Очки.
Изготовление смальты в домашних условиях допускается при условии, что комната, в которой производится колка имеет ограниченный вход, дети могут легко пораниться даже от крошки материала.
При изготовлении смальты используют только окиси металлов (искусственные красители недопустимы при производстве). Разнообразие цвета обеспечивается различной концентрацией окисей металлов или их сочетанием.
Самый дорогой вариант — золотая смальта, в ее изготовлении действительно используется настоящее сусальное золото. Однако имейте ввиду, что можно встретить подделку и со временем такой материал позеленеет от влаги из окружающей среды.
Вот такая библиотека смальты будет для любого мозаичиста голубой мечтой…
Подготовительные шаги
Первоначально ищут сырьё, не исключено, что оно осталось у вас после ремонта. В крайнем случае, бракованные плиты можно приобрести в строительном магазине по бросовой цене, возможно, вам пожертвуют свои запасы друзья или родственники.
Для усложнённого композиционно панно потребуется эскиз. Распланировав сюжет и определившись с палитрой, можно приступать к самому процессу, беря в учёт следующие нюансы:
- Творить начинают с середины, так удобнее сохранить пропорции;
- Первыми укладывают крупные фигуры людей, животных, предметы со сложной геометрией;
- Завершающие штрихи – абстрактные формы и фон.
Следование таким нехитрым правилам поспособствует прекрасному результату.
Оформление вертикальных поверхностей
Декорировать мозаичными орнаментами или панно можно любые стены дачных построек:
- садовых домиков и беседок;
- летних душевыхи туалетов;
- деревянных и каменных заборов;
- подпорных стенок и т.д.
Одной из задач ландшафтного дизайна является визуальное увеличение пространства. Для того чтобы участок казался больше, возле стен высаживают плетущиеся растения, устанавливают кадки с небольшими деревцами. Однако розы, клематисы, виноград или другие лианы растут медленно, а результат хочется получить сегодня. Мозаика – идеальная техника, которая легко справляется с этой задачей. Растительные мотивы на стенах расширяют пространство, создавая иллюзию продолжения сада.
Удобно использовать плоские черепки от посуды или битый кафель.
Порядок работы:
- очистите стену от мусора и пыли;
- место, отведенное под картинку, немного выровняйте шпаклевкой и отшлифуйте;
- нарисуйте контуры будущего панно;
- по инструкции приготовьте раствор для укладки плитки или воспользуйтесь готовым клеем;
- работу начинайте от середины рисунка, подбирая черепки по форме и оттенку;
- клеевой раствор наносите шпателем не на весь контур, а на небольшую часть, продвигаясь дальше по мере выкладки элементов мозаики.
На первом этапе стена должна просохнуть в течение суток. Затем снимают остатки клея, а швы между кусочками мозаики обрабатывают специальной кафельной затиркой, которую также удаляют после высыхания. Эти действия удобно выполнять мягкой влажной губкой.
Флоренция
Флорентийская мозаика Pietra Dura (с итальянского – «поделочный камень») — уникальная техника, самая сложная из существующих. Это древнейшее искусство, в основе которого положена работа с каменными пластинами.
Флорентийская мозаика была особенно популярна в XVI-XIX вв. В конце XVI в. В город были приглашены мастера из Милана, в котором создание изделий из камня в тот период времени процветало. Покровителями мастеров выступали члены семьи Медичи, которые создавали первые мастерские и впоследствии стали главными заказчиками.
- В работе использовали полудрагоценные камни — тигровый глаз, аметист, малахит, лазурит, гематит, яшму, мрамор, авантюрин, горный хрусталь, агат, халцедон;
- Проект рисунка создавался с учётом особенностей фактуры и естественного узора камней;
- Форма плиток не ограничивалась классическим прямоугольником;
- Платины укладывались настолько плотно друг к другу так, что зазор отсутствовал;
- Технику использовали для украшения стен, элементов мебели (столов, шкафов), шкатулок, шахматных досок;
- Филигранность исполнения («каменная картина»), сложность и реалистичность композиции. Мастера создавали марины, натюрморты, пейзажи, аллегорические сцены.
Мозаика, выполненная во флорентийской технике на створках деревянного шкафа, из 20000 цветных камней (яшмы, лазурита, мрамора, амазонита и прочих). Петергофская гранильная фабрика. 80-90-е гг. XIX в.
Древняя мозаика Рима стала базой, которой воспользовались будущие поколения мастеров. Но в то же время римская мозаика как искусство, как технология была заимствована у греков. В работе используются кусочки смальты или мелкого камня — преимущественно мрамора и других натуральных камней — в форме квадрата или прямоугольника. Традиционно римская мозаика использовалась для декора стен и полов помещений (и публичных, и частных).
Самая древняя мозаика датирована II в. до н.э. и найдена на греческом острове Делосе. Первые образцы – геометрические орнаменты, набранные из целых необработанных камней. Позднее появились стилизованные изображения людей и животных.
Известны следующие техники:
- Opus tessellatum, при которой в работу шли тессеры (каменные осколки) размером свыше 4 мм;
- Opus vermiculatum, для которой брали тессеры величиной не более 4 мм, что позволяло прорисовывать мелкие детали;
- Opus sectile, сочетавшую и крупные и мелкие пластины;
- Opus regulatum, где картины формируются из кусочков породы одинакового размера, выложенных ровными линиями.
- Светлый фон, хаотично набранный из однородных камней;
- Декоративные элементы (узор, фигуры) формируются за счёт более мелких фракций;
- Цветовая гамма картины ограничивается финансовыми возможностями заказчика – чем монументальнее проект, тем он дороже, тем более разнообразный материал используется, тем лучше художник может показать своё искусство и мастерство.
Возникновение прекрасного
Флорентийская мозаика — это не что иное, как объединение двух разных идей. Одна из этих идей заключалась в том, чтобы распространить искусство инкрустации деревянных изделий на изделия из камня, в частности, первые работы по мозаике этого стиля были выполнены на мраморе.
Этот камень легок в обработке, богат текстурой рисунков и оттенками, поэтому именно первые мозаичные работы из камня были созданы из нескольких сортов мрамора. Вторая идея заключалась в том, чтобы усовершенствовать устаревшие на тот момент старинные техники мозаичного искусства.
Создание прекрасных полотен живописи из камня привело к зарождению техники мозаик практически бесшовных. Это эффект достигался благодаря плотно пригнанным пластинам камня.
Использование флорентийской мозаики сегодня
Высокую декоративность флорентийских мозаик давно оценили архитекторы. В советский период использование различных видов мозаики для общественных помещений переживало свой расцвет. В основном панно делали из смальты, но флорентийский метод также не был забыт и активно применялся. А поскольку эта техника наиболее долговечна, так как годы не властны над каменными картинами, то они до сих пор выглядят как новые.
В современных интерьерах правильно подобранная флорентийская мозаика не будет выглядеть чужеродным и устаревшим элементом. Великолепные узорные панно для стен и пола в холле, ванной, кухне можно вписать как в классический стиль, так и в модерн, они оживят строгий хай-тек или лофт. Прекрасно будут смотреться мозаичные полотна и в отделке бассейна или террасы в загородном доме.
Интересно смотрятся и малые формы данной мозаики: декорирование шкатулок, зеркал, подарочных письменных наборов для кабинета и так далее.
Эта техника также широко используется в ювелирном деле: крупные броши, серьги, перстни, кулоны с наборным каменным рисунком несут в себе особую притягательность натурального материала.
Несмотря на технологический прогресс, метод флорентийской мозаики все равно остается трудоемким и рукотворным, поэтому эти произведения достаточно дороги, а цена лучших образцов сопоставима со стоимостью шедевров классической живописи.
Еще больше об искусстве «каменной живописи» в следующем видео рассказывает мастер.
Виды
Стеклянную мозаику можно разделить на два вида: мелкие элементы и мозаичная плитка, которая включает множество деталей на одном полотне — специальной сетке.
Мозаичная плитка — это наиболее практичный вариант, поскольку она требует меньших затрат как в материальном, так и в профессиональном плане. Уложить такую плитку можно и самостоятельно, да и любой специалист широкого профиля справится с этой задачей.
Существует несколько видов мозаики на сетке, каждый из которых обладает определенными преимуществами и недостатками.
Самой популярной является мозаика из стекла одного тона, которую еще часто называют сплошным полотном. Все чипы на сетке одного тона, поэтому получить какой-либо рисунок не получится, разве что комбинировать несколько видов. Она легко укладывается, с легкостью моется и сохраняет прежний вид на протяжении длительного времени. Такая разновидность применяется для отделки ванных комнат и внутренней поверхности бассейнов.
- Растяжки включают несколько цветов, создающих особое настроение. Иногда это омбре — полотно с плавным переходом от светлого оттенка к темному или наоборот. Дизайнеры применяют растяжку для создания цветового акцента, оформляя одну стену или определенный участок.
- Мозаичная смесь представляет хаотичное распределение чипов разных оттенков. Такие узоры неповторимы, поскольку в полотне встречается один или два одинаковых оттенка.
- Зеркальные элементы создают удивительную атмосферу. Это проявление роскоши и благородства, поскольку чипы зеркального исполнения визуально расширяют пространство и создают атмосферу чистоты, гармонии и спокойствия. Применимы в любом интерьере, главное, соблюдать пропорции и не делать больше, чем это действительно необходимо. Зеркальная мозаика с легкостью сочетается с другими видами полотен.
- Наравне с зеркальной мозаикой актуальны виды с добавлением авантюрина, который дает отражающую поверхность. В результате получается уникальная мозаика с изящным блеском и необычным рисунком.
- Добавление при изготовлении золотой фольги создает чипы золотого оттенка, которые выделяются на фоне остальных. Он гармонично соседствует с другими элементами, имеет несколько тонов и привносит в интерьер необычайный блеск.
- Мозаика с перламутровой поверхностью — это универсальный вариант, который используется в разных жилых помещениях. Он подходит для создания яркого и оригинального полотна, выступающего в качестве акцента.
Мозаика в виде отдельных чипов — это возможность создавать интересное и уникальное по своим характеристикам полотно, но на это придется потратить немало времени, сил и денег. Она выпускается в разных оттенках и цветах, а коллекции начинаются от простых и бюджетных до безумно дорогих и элитных вариаций на актуальные темы.
В некоторых случаях мозаику изготавливают самостоятельно. Для этого используются ненужные изделия из стекла, которые ломают, придают им необходимую форму и выкладывают в качестве мозаичных элементов. Мозаика также бывает бумажной или каменной. Размеры таких изделий около 4 см или 30х30 мм.