Особенности отделки
Во многих тематических магазинах представлены в широком ассортименте изразцы для камина, изготовленные из качественной керамики. Технологически в процессе производства декоративного элемента используется глина, которая в последующем обжигается по уникальной методике. Благодаря этому производители выводят на рынок изделия различной формы.
Плоские элементы используются для облицовки вертикальных и горизонтальных участков камина, а угловые элементы помогают завершить процесс в наиболее тяжелых местах, где стыкуется выступы печи друг с другом или со стеной. При тщательном подходе к процессу облицовки камина изразцами можно отыскать такие элементы с плоской поверхностью, которые будут стыковаться под самым, на первый взгляд, неестественным углом.
Различные варианты дизайна
Что касается формы элемента, то она может быть как классической, так и более причудливой, футуристичной. В результате любой желающий сможет выбрать для себя комплект изразцов, с помощью которых получится облицевать камин любой формы. В то же время, если в доме классическая печь прямоугольной формы, то благодаря такой отделке ей можно придать оригинальный дизайн, повторить который вряд ли получится.
Для почитателей классики в гостиной, кабинете или библиотеке прекрасно подойдет терракотовый цвет изразцов с грубой обработкой. Такие плитки напоминают древнюю глиняную посуду. Майоликовая плитка делает изразцовые камины гладкими, словно залитыми блестящей глазурью.
Рассматривая особенности декоративного элемента, встает закономерный вопрос, а чем же отличаются изразцы для камина от обычной керамической плитки. Чтобы получить ответ, необходимо рассмотреть оборотную сторону изделия. Здесь находится румпа – своеобразная рамка прямоугольной формы и высотой несколько сантиметров, внутри которой повторяющийся рисунок изразцов. При помощи этого выступа происходит фиксация декоративного элемента к порталу камина.
Оригинальная отделка домашней каминной системы
Прежде чем укладывать на камин изразцы, придется приобрести клеевую основу, которая представлена раствором на основе глины. Обычный клей для керамической плитки здесь не подходит. Особенность раствора на основе глины в том, что он постепенно накапливает внутри себя тепло исходящее от камина, после чего также постепенно отдает его. Получается, что в классическом исполнении изразцы не просто являются декоративным украшением печи, но и улучшают ее функциональные показатели, что весьма приятно.
Это интересно: Встраиваемый электрический камин: изучаем развернуто
Что такое изразцы?
По сути, это плитка, украшенная на лицевой стороне выпуклым и чаще всего раскрашенным изображением, хотя лицевая сторона такой плитки может быть разной:
· гладкой;
· рельефной;
· глазурованной;
· терракотовой.
То же самое можно сказать и о форме, которую мастер может задать по собственному усмотрению. В большинстве случает предпочтение отдается различным четырехугольникам.
Еще одним отличием являются выступы с изнаночной стороны, которые называются румпа, и чаще всего походят по форме на коробку с открытым верхом (эта деталь необходима, как для обеспечения прочности самого изразца, так и для более надежного крепления на печи и повышения ее теплоемкости.
4 этап – Изготовление изразцов в домашних условиях
Технология кратко показана на рисунке.
Изготовление изразцов в домашних условиях
Для обучения предлагаем пошаговую инструкцию, как сделать изразцы своими руками:
Подготовить форму. Поскольку форма заполняется не единожды, в ней могут оставаться частицы глины и просто накапливаться пыль от простоя. Перед тем как приступить з заполнению ее глиной, форму нужно очистить – промыть и высушить. Мельчайший посторонний предмет в форме неизбежно отразится на лицевой поверхности изразца.
Набивка формы глинойФорма плотно набивается глиной. Заполняя форму, следует знать, что глина помещается в нее небольшими частями. А укладка начинается от центра формы.
Сначала глина тонким слоем распределяется по всей площади формы. При этом ее нужно плотно утрамбовать пальцами. Таким образом заполняются пустоты, которые создают рисунок лицевой части.
Новичкам проще изготавливать печные изразцы с гладкой поверхностью, а затем наносить на плитку рисунок или просто цвет (фон). Даже оставленный без декора гладкий изразец будет отлично смотреться на готовой печи или камине.
Набивка формы глиной – видео
Выравнивание тыльной стороны изразца даст возможность убрать лишнюю глину и подготовить площадку для формирования румпы (выступ коробочной формы на обратной стороне изразцовой плитки). Румпа изготавливается отдельно и укладывается на поверхность изразца. Чтобы сделать ее достаточно скатать четыре или два бруска одинакового сечения. Затем немного придавить брусок, придавая ему нужную форму, и установить на тыльную (заднюю) сторону изразца.
Формирование (лепка) румпы изразца
Прижатие румпы к основаниюБортик необходимо надежно придавить к основанию. Чтобы сделать его ровнее используют стек.
Выравнивание румпы изразца
Как сделать румпу изразца – видео
Выравнивание румпы изразца (прессование)Выровнять плоскость можно срезав лишее стеком (ножом) и придавив румпу фанерой.
Изготовление румпы изразца путем соединения двух форм Изготовление отверстий для крепления изразца
Ввиду пластичности глины, просверленные отверстия могут смяться после того, как изразец вынут из формы и перевернут на лицевую сторону для сушки. Поэтому следует установить жесткий каркас (толстую проволоку или палочки) для них и закрепить его глиной.
Формирование отверстий для крепления изразца
После этого изразец можно вынуть из формы и отправить на просушку.
Вынимание изразца из формы
Проделывание крепежных отверстий и вынимание из формы – видео
Старинные изразцы всегда несут на себе отпечаток автора в виде печати или подписи на изделии.
Нанесение штампа, подписи на изразец
Штамп, печать на изразцеКстати, если штамп автора находится с изнаночной части изразца, его сделали вручную. Если с лицевой, то чаще всего такая изразцовая плитка изготовлена методом использования формы для лицевой части и для румпы.
Материал подготовлен для сайта www.moydomik.net
Далее изделие вынимается из формы, когда глина уже подсохла, но еще сохраняет пластичность. Мастера называют такое состояние кожетвердым. Поскольку глина дает некоторую усадку при высыхании и при извлечении изделия проблем не возникнет.
Дополнительная обработка изразца – видео
Лощение изразцаЛицевую поверхность подвергают лощению. Так называется полировка изразца твердым гладким предметом. На практике для этого используют ложку, стеклянный пузырек, гальку. Гладкой поверхности такая обработка придаст блеск. Для рельефных поверхностей эту процедуру можно провести для тех участков, на которых нет выступающих, выпуклых элементов узора. После такой обработки изразец высушивают.
Примечание. Чтобы работа не остановилась на 1-2 недели из-за разбитого изразца лучше заранее подготовить ремонтный комплект. В запасе должны быть все детали будущей облицовки камина или печи как минимум по одной штуке. Да и в процессе эксплуатации печи этот страховой запас может выручить.
Святыни и мощи храма
Храм Рождества Христова в Вифлееме содержит несколько святынь, к которым устремляются паломники со всех концов света. Поскольку именно здесь, как считается, родился Иисус Христос, главные реликвии храма Рождества Христова связаны с этим из ряда вон выходящим событием.
Они такие:
- Место рождения Богомладенца. Увидеть его можно в Пещере Рождества Христова под главным приделом храма. Вертеп имеет площадь около 32 кв. м. Там, где появился на свет Господь, в мраморе располагается серебряная звезда с четырнадцатью лучами. Она сделана по подобию звезды, устроенной при Константине Великом и похищенной грабителями-иноверцами. На ней надпись: «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа». Звезда символизирует Вифлеемскую, зажегшуюся в небе после рождения Спасителя. Над звездой устроен престол, на котором ежедневно совершается Божественная литургия. Люди благоговейно встают перед святыней на колени и прикладываются к ней губами. Пространство вокруг ниши со звездой освещено множеством лампад, среди которых постоянно горят 6 лампад православной общины, 5 ― армянской и 4 ― католической.
- Ясли, куда Богородица положила Сына после рождения. Они облицованы мрамором. Внутренняя их часть, несколько оливковых дощечек, была увезена в VII в. в Италию и находится в храме Санта-Мария Маджоре.
- Вифлеемская икона Богородицы с Младенцем. Она была подарена церкви российской царицей Елизаветой. Икона написана по приказанию Елизаветы в память о ее излечении от тяжелой болезни. Чудотворное изображение привлекает паломников тем, что Богоматерь на нем улыбается, что нехарактерно для изображений Богородицы.
- Пещера избиенных младенцев. В ней сложены мощи младенцев и их родителей, убитых по приказанию царя Ирода. Тот стремился среди мальчиков до двухлетнего возраста истребить и родившегося недавно Иисуса, в Котором Ирод чувствовал соперника. 14 тыс. малышей были заколоты, став первыми мучениками за Христа, а предупрежденная Ангелом семья родившегося Богомладенца тайком покинула страну и скрылась в Египте.
Во время празднования католиками Рождества в Вифлееме, 25 декабря, происходит торжественное богослужение. Священник бережно берет восковую фигуру Иисуса Христа-Младенца, которая обычно находится в алтаре храма вместе с фигурой Богородицы, и несет ее в Пещеру Рождества.
Там фигуру прикладывают сначала к звезде ― месту рождения Бога, а потом с молитвами несут к яслям и укладывают в них. Фигура Богомладенца находится в яслях до 6 января, после чего ее снова уносят в алтарь.
Толгский монастырь
Рекомендовать место
16
1
Толгский монастырь изначально был открыт как мужской в 1314 году епископом Ростовским Прохором. Уже гораздо позже, пережив натиск коммунистов, и будучи закрытым в течении шестидесяти лет, монастырь вновь открыл двери, но уже в качестве первого женского монастыря РСФСР.
Толгский монастырь построен на месте, где, по преданию, епископу Ростовскому Прохору была явлена чудотворная икона Толгской Богоматери. В 16-ом веке монастырь был практически уничтожен польскими интервентами, которые убили 46 монахов-прислужников. Позже монастырь был восстановлен, а на месте братской могилы монахов построена часовня. Ежегодно в память о монахах проводится заупокойная лития.
Толгский монастырь никогда не был обделён вниманием российских императоров и императриц, и часто принимал от них щедрые подарки, многие из которых хранятся там и по сей день
История
Печник с изразцами, 1955 год
Древний мир
Облицовочная керамика, покрытая цветной оловянной глазурью, была известна ещё в Древнем Египте и Ассиро-Вавилонии, самые древние образцы датируются 2 тысячелетием до н. э.
В Египте керамика стала широко применяться для декорирования помещений со времени Нового царства.
Европа
Европейский изразец
В странах Европы изразцы применялись для облицовки стен, полов и дорожек начиная с VIII века, но особенно широкое распространение они получили лишь в XV—XVII веках. В Германии, Голландии, Швейцарии, Польше, Венгрии было огромное разнообразие форм и орнаментов изразцов и богатых изразцовых печей, выполненных в соперничающих цехах.
Русское царство
Формы русских изразцовых печей развивались в русле западных влияний.
С первой половины XVII века изразцы активно применяются в Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде, Владимире и других городах Русского царства для отделки фасадов (т. н. ширинковые изразцы) и особенно интерьеров монастырских и церковных строений. Крупные архитектурные формы, украшавшие фасады строений были редкостью (известны подобные рельефы в Дмитрове (Успенский собор) и Старице (Борисоглебский)).
Расцвет ценинного дела в Москве 1670—1690-х годов связан с деятельностью патриарха Никона. Он основал мастерскую по изготовлению изразцов сначала в Иверском монастыре. О том, что в Иверском монастыре работали мастера-керамисты и резчики форм «родом иноземцы», переведённые затем под Москву на строительство Нового Иерусалима, сообщает архимандрит Леонид (Кавелин), изучавший оригинальные архивные документы монастыря. Мастера «ценинного дела» были переселенцами из польских и белорусских земель. После опалы патриарха Никона (1666) строительство в Новоиерусалимском монастыре было приостановлено, мастера переведены в Оружейную палату. Впоследствии в начале XVIII века производство изразцов в Новоиерусалимском монастыре было возобновлено — работали там пленные шведские керамисты Ян Флегнер и Кристан. Изразцы, выпускаемые мастерской были уже не рельефные, а гладкие с орнаментом, нанесённым краской.
Один из белорусских мастеров, известный под именем Степана Иванова Полубеса, прославился своими работами в храме Григория Неокесарийского (Москва) на Большой Полянке (1667—1679), в Иосифо-Волоколамском, в Новоиерусалимском, Солотчинском монастырях, а также в Храме Покрова Богородицы в Измайлове. Знаменитый орнамент Храма Григория Новокесарийского (1668 — середина 1670-х), надвратной церкви Андреевского монастыря (1675) и Храма Покрова Богородицы в Измайлове (1679—1683), получивший название «павлинье око», был выполнен, по мнению исследователей, по тем же формам, что и «павлинье око» в Новоиерусалимском монастыре.
В XVIII веке изразцы в столице России использовались в основном для облицовки печей. Хотя в провинции метод украшения зданий изразцами сохранялся до середины XVIII века, но использовались при этом преимущественно печные изразцы. Гладкие изразцы с росписью выпускали до середины XIX века заводы Петербурга, Москвы, Ярославля, Балахны и др. городов.
Дизайн
Сейчас изразцами отделывают печи в частных домах или на даче, а также декоративные электрические камины в квартирах
Очень важно, чтобы изразцы гармонично вписались в дизайн всей комнаты. Проще всего это сделать, если вы обустраиваете новый дом и продумываете дизайнерский проект целиком
Если же вы уже отделали и обставили комнату, а после решили облицовывать камин изразцами, выбрать подходящие варианты будет сложнее
Если же вы уже отделали и обставили комнату, а после решили облицовывать камин изразцами, выбрать подходящие варианты будет сложнее.
Иногда частные дома имеют несколько комнат, а иногда представляют собой открытое пространство без физических границ, разделенное только визуально. Так или иначе, очень важны размеры помещения, в котором располагается ваша печь или камин. Если комната малометражная, рекомендуется преимущественно выбирать светлые изразцы, незначительно различающиеся между собой по тону.
Если помещение просторное, можно подбирать также темные и яркие варианты или играть на контрастах, сочетая несколько насыщенных оттенков.
Какую бы отделку вы ни сделали в своем доме, комнате или квартире, важно помнить, что отделка – это база вашего дизайна интерьера, а печь – наиболее выделяющаяся деталь. В том случае, если вы подобрали простую отделку, например, окрашивание стен или кирпичную кладку, практически любые изразцы будут органично смотреться в качестве облицовки печи за счет наличия росписи
Если у вас яркие интересные обои, изразцы должны контрастировать с ними и выделяться на их фоне
Если у вас яркие интересные обои, изразцы должны контрастировать с ними и выделяться на их фоне.
Говоря о различных материалах, декоративные керамические плитки, покрытые глянцевой глазурью, превосходно сочетаются практически с любыми другими фактурами. В интерьере вместе с ними можно использовать самую разную натуральную, крашеную или лакированную древесину, кирпич и камень, металлические покрытия, стекло, текстиль и пластик. Тем не менее, не стоит сочетать все эти материалы сразу, особенно если у вас небольшое помещение. В качестве основных вариантов лучше выбрать два-три материала.
Кроме того, учитывайте, что, если вы выбираете пестрые заметные изразцы, не стоит их сочетать с витражами или резным деревом. Мебель и отделка должны быть достаточно сдержанными, чтобы не конкурировать с декором печи, а лишь подчеркивать его.
Например, можно разместить несколько изразцов на окне или в зоне кухни. Это позволит привнести во все помещение единый ансамбль. Кроме того, можно разнообразить интерьер и другими аксессуарами, например, разместить на открытых полках керамические вазы или утварь под цвет ваших декоративных плиток на печи.
Секреты кладки кафельных каминов и печей
В отличие от обычной печки, особенностью процесса кладки кафельной является установка в первую очередь самих изразцов, только потом — крепление к ним кирпичного корпуса.
Кафельные печи возводят в несколько этапов, одновременно облицовывая их изразцами. Поэтому такая кладка является достаточно сложной и трудоемкой, доверить ее можно только хорошим специалистам.
В отличие от других материалов, отделка кафелем выполняется параллельно с кладкой. Она достаточно сложна и трудоемка. Поэтому доверять такую работу надо только мастерам, владеющим всеми секретами этого старинного искусства.
Изразцы, которыми облицовывают печи и камины, являются нестандартными штучными изделиями. Поэтому первым этапом работ всегда является их сортировка по цвету и выбраковка плиток с дефектами глазури или трещинами. В идеале выбраковку необходимо сделать еще перед покупкой, но если есть уже приобретенный кафель, то более темными плитками выкладывают нижние ряды, а теми, на которых есть маленькие дефекты, малозаметные места.
Вторым этапом является подгонка по размеру изразцов путем их обработки болгаркой и шлифовки бортиков. Сначала обрабатывают первый образец, который в последующем используют как эталон, подгоняя под него остальные. При подгонке сначала аккуратно подрезают заднюю кромку, а потом — глазурованную переднюю, чтобы при укладке глазурь соседних изразцов не соприкасалась. Перед кладкой для лучшего сцепления с раствором их замачивают в воде.
Если печка кладется одновременно с монтажом изразцов, используют шамотно-глиняный раствор. Если же кафельными плитками облицовывается готовая печка, то лучше использовать специальный клей Profix.
Начинают возведение печей и каминов с укладки изразцов. Затем к их первому ряду прикрепляют кирпичи. Для того чтобы проверить размещение изразцов по вертикали и горизонтали, специалисты рекомендуют вначале уложить стенку из кафеля без раствора. После проверки ее можно разобрать и начинать укладку на раствор с углов. Порядок облицовки кафелем одновременно с кирпичной кладкой показан на фото: 1 — кладка из кирпичей; 2 — кафель; 3 — румпа; 4 — штыри; 5 — скобы; 6 — вязка рядов проволокой; 7 — петли крепления.
Румпу наполовину заполняют камнями, галькой или гранитом и глиняным раствором. Раствор наносят на уровне с бортами и прижимают к кафелю кирпич. Кафель скрепляют проволокой, когда кирпичная кладка дойдет до высоты его ряда. Проволоку проводят через загнутые части костылей крепления. Затем проволоку выводят в кладку. В вертикальных рядах плитки устанавливают вплотную и скрепляют с помощью стальных скоб. Чтобы при усадке кирпичной основы кафель оседал вместе с ней, толщина швов между горизонтальными рядами плиток должна быть не меньше 3 мм.
Тонкости укладки
Если владелец дома принял окончательное решение, что у него в комнате будет установлен действующий камин, то о методике облицовки следует подумать еще на этапе создания проекта. Суть заключается в том, что обычная керамическая плитка достаточно легкая, поэтому в качестве основания для печи может служить стандартная стена.
Завершенный камин с изразцами будет иметь достаточно большую массу (глиняное изделие само по себе имеет большой вес, плюс внутри еще оно заполняется тяжелым раствором). Соответственно, стена, около которой будет установлен открытый очаг, обязательно должна иметь дополнительное укрепление. Если пренебречь этим правилом, существует вероятность, что в будущем вся конструкция постепенно деформируется из-за большого веса.
Использование для отделки материалов белого цвета
Что касается самой техники укладки, то лучше доверить это дело настоящему профессионалу, который имеет многолетний опыт работы с изразцами. Этот декоративный элемент изготавливается вручную, в отличие от типичной керамической плитки, которая выводится на рынки массово. Соответственно, стоимость такого продукта в разы выше.
Углубляясь в технику укладки, изразцы для печей и каминов (определенные ряды) должны быть уложены на поверхность изделия еще в процессе его монтажа. Таким образом, получается, что необходимо отыскать не просто мастера, который умеет класть плитку, а специалиста универсала, умения и знания которого объединяют в себе способности печника и плиточника.
Выбор изразцов для облицовки
Мастера-плиточники создали много разных конфигураций изразца, что позволяет построить красивую и функциональную изразцовую печь. Так, например, ровные плитки используют при отделке плоскостей, для облицовки углов предусмотрены угловые изразцы с румпой соответствующей конфигурации, Изгибы и декор выполняются фасонными деталями (бордюр, карниз прямой и угловой, решетка, рельефные вставки, накрывная полка, обрамление топки).
Разными могут быть не только виды изразцов, но и способ выполнения лицевой поверхности. Здесь выделяют рельефные, гладкие, с рисунком и без, глазурованные и терракотовые поверхности. Способ нанесения рисунка и его цветовая гамма определили целые школы керамистов. Популярность завоевали, голландские, испанские, русские изразцы.
А вот размеры изразцов, напротив, унифицированы и регламентируются положением ГОСТа 3742-47. Документ содержит информацию о геометрии изразца и допустимых отклонениях от нормы. Последние составляют не более 1 мм. Стандартизация позволила избежать длительной подгонки изразцов друг к другу, что существенно сокращает время облицовки.
Как проверить качество изразца
Покупая изразец нужно руководствоваться не только его эстетическими свойствами, но и обратить внимание на такие показатели как:
сырье. Мастера утверждают, что прочный изразец можно изготовить только из белой глины. Цветные глины, содержат различные примеси, которые влияют на качество;
наличие и размеры пор. Чтобы увидеть поры не нужно разбивать изделие. Они отчетливо просматриваются на торцах изразца. Чем больше размер пор, тем больше влаги способно впитать изделие. Процент влагопоглощения определяет устойчивость изразца к перепадам температур, к механическим повреждениям. Соответственно, чем больше и крупнее поры, тем ниже качество изделия;
метод изготовления изразца. В промышленных объемах изразцы изготавливаются двумя способами: продавливание, прессование и литьё. В первом случае используется влажная глина, что упрощает процесс производства, но увеличивает срок высыхания изделия. К тому же в процессе сушки влажное изделие может повести, что нарушит заданные размеры. Второй вариант более трудоемкий, но готовое изделие более прочное и имеет идентичные размеры. Третий метод используют для получения «плитки под изразцы»;
число (количество) обжигов. Их можно определить по качеству лицевой поверхности. Если она слегка потрескалась и имеет более тусклый блеск – значит, изразец обжигался единожды.
Особенности
Отличительной чертой подобной плитки является наличие румпы – выступа, имеющего коробчатую форму на обратной стороне. Благодаря этой особенности изделий возрастает их прочность, а также общая теплоемкость обогревательного устройства. Изготовление элементов в виде объемных изделий является существенным отличием продукции от керамической плитки.
Уникальное строение плитки делает ее лучшим материалом для облицовки печей. Сырьем для изготовления изразцов служит глина. В ходе повышения температуры показатель ее расширения имеет одинаковое значение с уровнем расширения кирпичной кладки, благодаря чему материал получает превосходные свойства теплоотдачи.
К главным преимуществам изразцов можно отнести:
- устойчивость к температурным колебаниям;
- хороший показатель прочности, который достигается благодаря толщине продукции;
- аккумулирование тепла – протопленная печь будет отдавать тепло в помещение около суток;
- небольшой показатель поглощения влаги;
- удобство в обслуживании;
- экономия топлива;
- низкий уровень травмоопасности материала – контакт с поверхностью не вызывает ожогов;
- большой эксплуатационный срок;
- историческая значимость.
Привлекательность изразцовой плитки – вне конкуренции. Печь, оформленная такой продукцией, будет прекрасно гармонировать с интерьером в комнате в современном стиле хай-тек или в рустикальной стилистике оформления убранства, которая была популярна еще при царе.
Современные модели печей устроены таким образом, чтобы использовать минимум топлива, а значит, экономить денежные средства на обогреве помещения. Современные универсальные конструкции прекрасно работают на натуральном сырье, а также альтернативных вариантах топлива.
Как укладывать изразцы на печь?
В старину укладка изразцов велась в процессе строительства печи. Для этого два специально обученных человека – печник и облицовщик – трудились вместе. Технологии поменялись, и украсить такой плиткой можно уже готовую печь.
Подготовка поверхности и материалов
Следует придерживаться следующей схемы работы.
Первая часть касается подготовки самой печи и деталей, которые будут на нее крепиться:
- Облицовка печи изразцами начинается с избавления от старой штукатурки или других элементов декора. Если печь только выложена, нужно удалить остатки смеси раствора.
- Рекомендуется углубить швы в кладке примерно на 10 мм. Это поспособствует лучшему сцеплению с раствором.
- Печь необходимо покрыть строительной сеткой. Это усилит жесткость конструкции и поможет более длительной эксплуатации.
- В кладку печи монтируются саморезы. На них будет крепиться будущая облицовка.
Далее можно приступить к подгонке всех деталей:
Так как такие плитки могут иметь различия в размерах, рекомендуется их сделать максимально одинаковыми. Сделать это можно с помощью болгарки или шлифовки. Когда все детали максимально идентичны можно отсортировать их по оттенкам
Важно помнить, что все темные плитки кладутся ближе к основанию печи. Чем далее от пола, тем узор светлее
Для большего удобства можно разложить примерный эскиз на полу возле печи, а потом поочередно брать каждую деталь.
Техника крепления
Облицовка печи изразцами дело непростое и довольно длительное. Но если учитывать основные правила, сделать это может даже начинающий мастер.
Всю плитку перед работой замачивают в воде. Такая процедура повысит термоустойчивость материала. Крепление изразцов к печи начинается с нижнего угла (ряда). Глиняным или цементным раствором заполняется румпа детали, потом они крепятся к поверхности. Все изразцы должны быть установлены ровно. Если допустить завал конструкции на первом этапе, то придется переделывать всю работу. Ниже указаны способы укладки изразцов на первому ряду: Если изразец имеет большой вес, можно добавить ломаный кирпич или щебень. В углубления румпы вставляются и загибаются металлические штыри. На них крепится проволока, которая вместе с закрепленными ранее саморезами удерживает плитку. Проволока связывает изразец со следующими в ряду. Остальные ряды укладываются аналогично. Необходимо помнить об промежутке на шов. Для эстетичности изделия он должен быть одинаковым. После крепления швы затираются. Затирку можно купить в магазине
Важно чтобы она не выбивалась из общей композиции. Поэтому следует подобрать под цвет изразцов